В последнее время взоры исследователей все чаще
останавливаются на спирте и соответственно на растениях, из которых
можно получать большое количество этого вещества. Метиловый или
этиловый спирт в чистом виде или в смеси с бензином имеет более высокое
октановое число, чем бензин, а при сгорании выделяет меньше ядовитых
газов. Важно и то, что в бензоспиртовых смесях можно снизить содержание
антидетонационной добавки - тетраэтилсвинца.
По подсчетам изобретателя "спиртового" двигателя французского инженера
Шенсо, если собрать урожай земляной груши с необрабатываемых в
настоящее время земель площадью 1,5 млн га и переработать на спирт, то
вполне можно обеспечить топливом тракторный парк Франции. На родине
изобретение Шенсо еще не признано, а вот в Мали, например, где нет нефти, но есть все условия для
выращивания таких "спиртовых" культур,
как свекла, индийское просо и земляная груша, на полях успешно работает
трактор с мотором Шенсо.
Можно получать спирт из сахарного тростника. Выращиваемые ныне сорта
культурного тростника создавались для выработки сахара, и, естественно,
не по всем параметрам соответствуют новым целям. Учитывая
"энергетические" требования, селекционеры создают модели новых сортов
сахарного тростника. Последними исследованиями установлено, что они
должны давать наибольший выход массы с гектара и могут быть менее
сахаристыми. Этим запросам отвечает дикий
сахарный тростник (Saccharum spontanum) с очень высоким
урожаем биомассы, быстрым вторичным ростом, необычайной
холодостойкостью (выдерживает -30°С), занимающий огромный ареал
в Азии,
Африке, Америке. Как показали опыты, при скрещивании можно получить
гибридные растения с большим выходом биомассы для выработки бензина.
В Бразилии успешно осуществляется программа "Проакол" - производство
топливного спирта. Начало было положено несколько десятилетий назад.
Сейчас добыча этого горючего из сахарного тростника приблизилась к 10
млрд л/год. В Бразилии около 2 млн автомобилей, а также около 380 тыс.
сельскохозяйственных самоходных машин различного назначения работают на
спиртовых двигателях. Это позволило сократить потребление бензина и
дизельного топлива на 14%. А в последнее время стали применять и
самолеты с двигателями, которые работают на спирте.
В Зимбабве на заправочных станциях в бензин добавляют до 15% этанола,
получаемого на перегонных заводах. Ранее необходимо было ввозить
горючее для транспорта, расходуя на это до 40% валового национального
дохода. Сейчас в стране построены перегонные заводы, где
перерабатывается сахарный тростник. Зимбабве вышла на второе место в
мире (после Бразилии) по производству этого продукта.
После сахарного тростника настала очередь еще одного растения служить
источником жидкого топлива. Речь идет о репе. Подсчитано, что из 1 т
репы можно получить 100 ... 120 л спирта. Во Франции идея поддержана
министерством сельского хозяйства, под патронажем которого уже
проводится эксперимент по выращиванию и соответствующей обработке репы.
Французский институт нефти в сотрудничестве с автомобильными фирмами
"Рено" и "Пежо" разработал "гибкий" двигатель внутреннего сгорания,
способный самостоятельно перенастраиваться в зависимости от содержания
спирта в бензоспиртовой смеси, залитой в бак. Испытания двигателя и
снабженного им автомобиля на стендах дали хорошие результаты. Работу
над подобными двигателями ведут также инженеры США и Голландии.
В бразильском штате Сан-Паулу пущены первые две установки для
переработки апельсиновой кожуры в спирт. Сто стандартных ящиков
апельсинов дают 51,2 л этилового спирта. Полагают, что в год каждая
установка будет вырабатывать по 32,5 млн л горючего. "Зеленая нефть" -
этанол представляется действительно горючим будущего.
Преимуществом растительного сырья является то, что скрытую в нем
энергию можно потреблять на месте производства, обходясь без
транспортирования нефтепродуктов в эти районы. Кроме того, растительные
источники энергии не влекут за собой вредных выбросов, образующихся при
горении, а углекислый газ вновь ассимилируется растениями, которые
поглощают и лишнее тепло.