Акбар правил с 1556 по 1605 г. и, без сомнения,
был самым великим могольским императором.
Судя по портретам, это был человек крепкого, сложения, с лицом,
излучающим силу и энергию.
Он окружил себя талантливыми людьми. Наставниками императора были шейх
Мурабак и его сыновья, поэт Фанзи и ученый Абул Фазл.
Последний является автором «Акбарнаме» и
«Аин-и-Акбари».
Взгляды ученого отличались широтой. Абул Фазл писал об индусах, что это
«добродушные, сердечные, гостеприимные, и откровенные
люди». Он утверждал, что они увлекаются научным познанием,
имеют склонность к аскетизму, стремятся к справедливости, трудолюбивы,
способны, преданны и правдивы. Он не считал, как другие, что для
индусов идолопоклонничество – самоцель. Изображения божеств,
говорил он, служили индусам исключительно для сосредоточения мысли.
Именно с людьми, подобными Абул Фазлу, советовался Акбар, стремясь
познать истину и изучая различные религии. В конце концов он пришел к
заключению, что все религиозные представления отражают одну и ту же
идею, хотя и именуют ее по-разному.
Пресытившись завоеваниями и охотой, Акбар почувствовал глубокое
отвращение к насилию. Он осознал это однажды после охоты, во время
которой было убито большое количество животных.
Вот что пишет историк Будуани: «Странное состояние экстаза и
сильное чувство влечения к богу охватило императора, и невиданная
перемена произошла в его поведении, которая не поддавалась никакому
объяснению, и все пытались истолковать ее по-своему, но тайна эта
хранилась у бога, и он приказал немедленно остановить охоту».
Абул Фазл отмечает, что император был на грани отречения от престола
или смерти. «Он чуть было не отказался от своей борьбы и не
удалился от мирской суеты». Тот же автор считает, что
императору была оказана великая милость, и он беседовал с самим богом:
«Он весь излучал возвышенную радость. Стремление познать бога
оставляет свой след… Примерно в это время религиозный порыв
охватил его душу. Это позволило ему иначе взглянуть на мир. Ему
открылось то, что бесплодно искали главные служители чистоты и
избавления».
После этого таинственного происшествия, по оставшимся от того времени
свидетельствам, Акбар отказался от охоты и посвятил себя мирным
занятиям.
Добившись расширения и укрепления своей империи в Индии, Акбар построил
новую столицу в Фатехпур-Сикри, примерно в 23 милях от Агры. Он украсил
ее дворцами, купальнями, водоемами и садами, в одном из которых на
возвышении был сооружен помост, где император сидел по ночам в летнее
время. Помост был окружен водоемом. В саду благоухали цветы и темнели
аллеи деревьев.
В период правления Акбара были выполнены иллюстрации к ряду
классических произведений. Среди них –
«Диван-и-Анвари», сборник поэм прославленного
персидского поэта XII в. Анвари. В нем имеются великолепные миниатюры с
изображением садов. На миниатюре Махеша мы видим за работой двух
садовников. Один из них собирает цветы, другой копает землю лопатой. На
переднем плане изображены банановое дерево и некоторые однолетние
цветущие растения, позади – два величественных кипариса,
манго и пальма. В центре – прямоугольный водоем с фонтаном.
Эта миниатюра дает представление о садах периода правления Акбара.
Моголы, как и персы, увлекались сооружением укрытий на деревьях. На
одной из иллюстраций к «Диван-и-Анвари» изображено
дерево, на ветвях которого сидит сам поэт Анвари. Он читает поэму,
написанную на листе бумаги, а привлекательный юноша, сидящий рядом,
протягивает ему чашу с вином, необходимым, как считалось, для
поэтического вдохновения. Внизу, под деревом, – небольшой
пруд, в котором плавает пара уток. На ветках чинары сидят птицы. Вполне
возможно, что дом на дереве послужил моделью для так называемой колонны
Вишну, на которой сидел Акбар в своем дворце в Фатехпур-Сикри, слушая
музыку и рассуждая о различных религиях.