Джахангир, правивший страной с 1605 по 1627 г.,
как и его прадед Бабур, очень любил природу. От своего отца, великого
Акбара, он унаследовал прочную империю. Это позволило Джахангиру
полностью отдаться своим увлечениям. Он вошел в историю как покровитель
искусств – изобразительного и садового. Ему мы обязаны
появлением на свет знаменитых садов Кашмира: Шалимара. Атхабала и
Веринага.
Он также посадил сад в Бахе вблизи Хасан Абдала в Западном Пакистане.
Кроме того, построил мавзолей-сад Итимад-уд-Даулах для своего тестя в
Агре и разбил сад Дилкуша в Лагере.
Джахангира по праву можно назвать самым выдающимся создателем садов в
Индии. Нелегко понять этого незаурядного, противоречивого человека.
История и портретная живопись дают довольно яркое представление о его
внешности и вкусах.
Джахангира в возрасте 25 лет запечатлел художник Бачиттар. На портрете
изображен очень красивый молодой человек с орлиным носом, острым
подбородком и чувственным ртом. Оптимист и сластолюбец, он всегда
элегантно одевался.
Джахангир занимался естествознанием, и его описания птиц, животных и
растений отличаются большой точностью.
И в то же время, последние годы своей жизни он чрезмерно увлекался
вином и наркотиками. В нем удивительно сочетались жизнелюбие и
жестокость, он без сожаления уничтожал своих врагов, бросая их под ноги
слонам.
И вместе с тем Джахангир был романтической натурой. В ранней юности он
полюбил красавицу-рабыню Шарфун-Низа, известную в истории под именем
Анаркали, или Бутон Граната. Но его отец Акбар, случайно узнав о том,
что и красавица благоволит к его юному сыну, приказал заживо замуровать
ее в стене. После прихода к власти Джахангир построил в честь Анаркали
мавзолей из мрамора.
Затем он обратил свое внимание на молодую персиянку Мехр-ул-Низу.
Джахангир впервые увидел ее из окон своего дворца на Рави в Лагоре,
когда она каталась на лодке по озеру, и потерял покой и сон. Но женщина
отвечала ему отказом, так как была замужем за персидским воином по
имени Шер Афгхан. Джахангир не остановился перед тем, чтобы уничтожить
его, и в 1611 г. женился на красавице-вдове. Он назвал ее Нур Джахан
– Свет Мира. Наделенная великолепным вкусом, она занялась
созданием новых моделей женских туалетов. Она также увлекалась садами и
цветами, и ей приписывают открытие розового масла. Историк Мануччи
рассказывает об этом так.
Нур Джаган пригласила императора на роскошный пир, который длился
восемь дней. Она приказала наполнить все водоемы в саду и во дворце
розовой водой и запретила кому-либо мыть руки в этой воде. Случилось
так, что она уснула вблизи одного из бассейнов. На заре она проснулась
и обошла все водоемы для того, чтобы проверить, не загрязнили ли в них
воду. На поверхности воды она заметила масляную пленку. Это вызвало в
ней гнев, так как она подумала, что в воду бросили кусок жира. Ей
захотелось узнать, чем была загрязнена вода, и она приказала своей
прислуге провести рукой по этой пленке. Она понюхала собранное с
поверхности воды масло и обнаружила, что оно источает очень приятный
запах. Такой же аромат был и у пленки, собранной с поверхности воды
других бассейнов, и она пришла к заключению, что масло образуется, как
роса, из самой воды. Довольная тем, что у нее появились такие
великолепные духи, она растерла масло по своей одежде и направилась к
императору. Он спал, и когда его разбудили, чудесный аромат привел его
в восторг, и Нур Джаган поведала ему историю своего открытия. Вот так
узнали в Индии секрет розового масла.
Нур Джаган разделяла любовь мужа к садам и природе. Она сопровождала
его в поездках по Кашмиру. Знаменитая долина приводила Джахангира в
восхищение. «Кашмир – это сад вечной весны,
– писал он, – чудесный цветник, волнующий сердце
своей красотой, приют дервишей. Его нарядные луга и чарующие водопады
не поддаются никакому описанию. Ручьям и фонтанам нет числа. Куда ни
посмотришь, всюду зелень и проточная вода. Красные розы, фиалки и
нарциссы растут свободно, как полевые цветы. Не поддаются счету самые
разнообразные, источающие аромат растения. Весной равнины и холмы
покрываются цветами, на воротах, стенах, крышах и во дворах, как
факелы, вспыхивают украшающие празднество тюльпаны. Слова бессильны
рассказать об этой неземной красоте».
А вот как описывает Джахангир весну: «Самое красивое время,
когда цветут персики и миндаль… Затем распускается голубой
жасмин. Сопровождая своего глубокоуважаемого отца, я часто бывал на
полях шафрана и созерцал красоту осени. Благодаря богу на этот раз мне
удалось увидеть красоту весны».
В октябре и ноябре листья чинар и многих других деревьев окрашиваются
во всевозможные оттенки золота и расцветает шафран. Джахангир так
описывает свое посещение долины в осеннее время:
«Я отправился в осеннюю поездку в направлении Сафапура и
долины Лар, уходящей вниз по реке Кашмир. В Сафапуре есть прекрасный
водоем, на северной стороне которого возвышается холм, густо поросший
деревьями. Осень только что наступила, и местность была чрезвычайно
живописна. Цветная листва платанов, абрикосовых и других деревьев
отражалась в воде. Вне всякого сомнения, осень не уступает по красоте
весне».
На миниатюре, которая в настоящее время находится в Британском музее в
Лондоне, мы видим Джахангира в лодке на озере Дал, расположенном
недалеко от Сринагара. В центре озера небольшой остров, на котором
растут кедры, на переднем плане – лотосы. Как и каждого, кто
умеет ценить прекрасное, Джахангира потрясла красота лотосов, цветущих
на озерах Кашмира.