Удивительный мир растений

Значение растительного мира в жизни человека и животных

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА

Статьи на разные темы

 

 

 

 

Тарусская картинная галерея

Герб города Таруса, утвержденный в 1777 году, являет собой шедевр геральдического примитивизма. В официальных документах XVIII века он описывается так: "Серебряный щит с голубою полосою сверху вниз, показывающею течение реки Таруз, по которой сей град и именуется". В этом невероятном гербе, на котором нет ничего, кроме серебряного фона и синей извилистой полоски, воплощена вся внешняя история Тарусы - здесь нет и не было промышленности (кустарные кирпичный и кожевенный заводики не в счет), здесь практически не было архитектуры (из той, что просится на открытки или в путеводители); войны, народные смуты и социальные потрясения по большей части обходили этот город стороной. Меж тем на воображаемой карте российской художественной жизни Таруса с ее населением в десять тысяч жителей не райцентр, а совершеннейшая столица - хотя и особого рода.

Среднерусское Нечерноземье - приют для человека, бегущего от тягот большого города. По некоторым данным, мартиролог тарусских изгнанников хронологически возглавляет великий драматург Александр Петрович Сумароков, жертва театральной корпоративной войны конца XVIII столетия: "Придирки и козни ябед сводят меня и, вероятно, сведут с ума. Я человек. У меня пылали и пылают страсти. А у гонителей моих ледяные перья приказные: им любо будет, если я умру с голода или с холода". Гонимый писатель укрылся в имении Сивцево Тарусского уезда и тем проторил тропу будущим поколениям.

Для современного восприятия Таруса - великий пантеон русского искусства и литературы, Вальгалла побежденной интеллигенции. Невозможно вспомнить с ходу никого, кто родился бы здесь, но тарусская земля полна великих могил. Здесь похоронен В. Э. Борисов-Мусатов, прошли последние годы жизни Заболоцкого, здесь хотела быть похороненной Марина Цветаева (о чем речь впереди), этот край прославил долгие годы живший здесь Паустовский. Таруса - край "нежной скорби" ХХ века, выполняющий в современной мифологии ту же роль, которую в начале XIX играло озеро у стен Симонова монастыря, где утопилась бедная Лиза. Хотя судьбы, ломавшиеся вокруг калужского городка, были не выдуманными, а реальными.

В конце XIX века недалеко от Тарусы, на противоположном берегу Оки, приобрел небольшое имение художник В. Д. Поленов, незамысловато назвав его "Борок" в честь имевшегося на участке соснового бора. С присущей многим передвижникам обстоятельностью он, входя в мельчайшие детали обустройства, сам спроектировал все строения усадьбы, от господского дома до хозяйственных построек, не исключая и ландшафтную разбивку парка. Именно в Тарусе были написаны его знаменитые картины "Золотая осень" и "Ранний снег", благодаря которым местные пейзажи приобрели славу эталонных.

Тарусские виды вдохновляли и другого крупнейшего художника эпохи, творчески почти поленовского антагониста В. Э. Борисова-Мусатова. Он приехал в Тарусу уже тяжелобольным: к детской травме, на всю жизнь ограничившей его подвижность, добавилась опасная болезнь почек. Борисов-Мусатов вместе с женой и маленькой дочерью поселился на казенной даче, которую много лет перед этим снимал у городского хозяйства Иван Владимирович Цветаев и которая в 1905 году пустовала по его семейным обстоятельствам. "Теперь я в Тарусе. В глуши. На пустынном берегу Оки. И отрезан от всего мира. Живу в мире грез и фантазий среди березовых рощ, задремавших в глубоком сне осенних туманов", - писал художник своему приятелю. По рассказам Марины Цветаевой, "последнее время своей жизни он работал лежа, стены и потолок комнатки в мезонине служили ему палитрой"; спустя многие годы после смерти художника следы его кисти проступали из-под новой побелки в комнате, где он жил. Той же осенью - в октябре 1905 года - он умер и был похоронен на берегу Оки. Его импрессионистическое надгробие (в виде саркофага со спящим на нем мальчиком) , выполненное выдающимся русским скульптором А. Т. Матвеевым, сохранилось и до сих пор служит одной из первейших тарусских достопримечательностей.

Другим знаменитым жителем Тарусы был лучший русский художник-анималист В. А. Ватагин. По воспоминаниям его дочери, впервые он посетил Тарусу по приглашению своих друзей, которые трогательно просили его никому не рассказывать о красоте здешних мест: "А то понаедут, испортят такой рай земной!" Ватагин к этому времени только что вернулся из южных стран, где побывал по случаю симпатичного межведомственного сговора: Академия художеств выхлопотала у пароходства разрешение любому художнику путешествовать в любую точку мира за казенный счет. Художник вернулся из поездки по Индии и Цейлону полным художественных впечатлений, и дом, который он принялся строить на заброшенной земле, имел явный восточный колорит. В это время в Тарусе уже вовсю разворачивалось дачное строительство; возник целый район дач, почему-то названный Порт-Артуром (неясный отголосок проигранной русско-японской войны). Занятно, что крайняя, по сегодняшним меркам, отдаленность места отнюдь не смущала небедных дачников в эпоху малоразвитых коммуникаций. Ватагин прожил в Тарусе много лет, хотя она вряд ли могла дать ему натуру для работы - художник рисовал только диких животных, для чего предпринимал далекие путешествия.

Самые известные среди тарусских обитателей - семья Цветаевых, проводившая на рубеже веков летние месяцы в усадьбе "Песочное". Для Марины Цветаевой, старшей дочери И.В. и М.А. Цветаевых, это время навсегда осталось в памяти как лучшее время ее жизни. Очарование "маленькой, мирной Тарусы" (строчка из цикла "Ока") было совершенно созвучно ее собственному поэтическому воззрению. "С ранних лет нам близок, кто печален", - писала она в 1900-е годы, и острые неурядицы в родительской семье (о которых не время и не место здесь рассказывать), душевная ранимость, исковеркавшая ее последующую жизнь, и иные сумятицы внутреннего свойства меркли и притуплялись на фоне спокойной и невозмутимой деревенской жизни. Это был уже совсем другой город. Выбравшиеся живыми из лагерной мясорубки люди в качестве прощального подарка от НКВД получали поражение в правах - запрещение жить ближе ста километров от столицы. Кроме "правила 101-го километра" запрещалось бывать в крупных городах, список которых прилагался. Дочь художника Ватаги на вспоминала: "Таруса отвечала всем этим требованиям, потому там и была очень изысканная публика, все они были при церкви, все эти ссыльные. "Ссыльная элита". Там был прекрасный священник, отец Серафим, потом его расстреляли".

В те же 1950-е годы Таруса едва ли не впервые попадает на страницы центральной печати. В "Правде" публикуется несколько статей К. Паустовского, к тому времени, вероятно, известнейшего из тарусских жителей. Очерки под общим названием "Письма из Тарусы" были посвящены проблемам маленьких городов, содержащиеся в них факты столь неизбывно актуальны, что, если бы не бьющий сквозь "Правдинскую" цензуру масштаб таланта автора, их можно было бы принять за современные публикации: "Нравами Таруса похвалиться не может. Но это общая беда всех небольших городов. Милиция предпочитает вести себя уклончиво" и пр. В 1961 году в Калуге вышел сборник "Тарусские страницы", задуманный, воплощенный и, главное, проведенный сквозь цензуру силами Паустовского и его окружения - вероятно, лучший из подцензурных альманахов советского времени. Через два года после этого в Тарусе была открыта художественная галерея.

Нашим современникам трудно представить себе, каково в 1963 году быть энтузиастом создания картинной галереи в советском райцентре, даже не вполне обычном. Поэтому ограничимся фактами: в основу галереи положена безвозмездно переданная городу коллекция Николая Петровича Ракицкого, одного из необычных тарусских жителей. Ученый-агроном, энциклопедически образованный человек, близкий приятель М. А. Булгакова, оставивший о нем воспоминания, умный и толковый коллекционер антикварных картин и книг… Полученные от него в дар картины первоначально экспонировались в переоборудованном спортзале Дворца пионеров - главного культурного центра небогатой Тарусы. Позже для галереи было выделено собственное здание. Из коллекции Ракицкого в собрание музея поступили работы И. Айвазовского, Б. Кустодиева (очень красивый рисунок 1920-х годов "Гулянье на селе"), М. Врубеля, А. Остроумовой-Лебедевой. Отдельное место в экспозиции занимают художники, судьба которых связана с Тарусой - помимо Поленова и Ватагина, это А. Л. Ржевская - мать жены последнего. Среди прочего эта художница, автор хрестоматийной "Веселой минутки", прославилась тем, что была одной из двух женщин, принятых в суровую мужскую компанию Товарищества передвижных выставок за всю его историю. В галерее представлен ее симпатичный портрет "Девочка у окна".

Обычно в небольших российских городах музей смотрится подчеркнуто обособленно от окружающей его постсоветской убогой действительности. В Тарусе же, как в очень немногих на Земле местах (приходит сразу в голову смелое сравнение с Сен- Поль де Вансом), галерея лишь один из элементов целокупной городской внешности - наряду с домами-музеями и не-музеями, великими могилами, тенями разрушенных строений, рекой и открывающимися за нею видами, остающимися неизменными из века в век.


Наталья Соболева, журнал "Крестьянка" апрель 2005

 

 

 

 

http://www.valleyflora.ru/
Rambler's Top100