Все валится из рук, привычные дела не занимают и
не радуют, а сакраментальные вопросы типа "что делать" и "кто виноват"
выходят на первый план.
Знаменитый психолог Эрик Эриксон, например, считает, что каждый человек
в процессе формирования собственного Я проходит через ряд
жизненных этапов, каждый из которых завершается кризисом, своеобразным
экзаменом.
Изменить себя, стать новым человеком - только на первый взгляд это
кажется невозможным. Мы иногда просто вынуждены это сделать - правила
игры диктуют наши растущие потребности (естественно, не материальные, а
скорее духовные запросы) и меняющиеся с возрастом социальные
обстоятельства, уровень ответственности не только за собственную жизнь,
но и за жизнь и развитие наших близких и детей.
Кризис - трудный период. Трудный не только эмоционально (каждый из нас
помнит и себя в таком состоянии и наблюдала его у других), но и
необходимостью делать выбор. Выбор между позитивным путем прохождения
этапа, требующим зачастую немалых усилий, и негативным, который пройти
куда легче, достаточно просто махнуть на себя рукой и отказаться от
перемен. Но чаще всего - и это радует - здоровая часть нашей личности
берет верх, заставляет, пусть через силу, пусть с немалыми
переживаниями, поверить в себя, преодолеть препятствия и выйти из
сложного периода обновленным человеком, готовым к новым свершениям.
Наши родные, и особенно дети, тоже переживают немало, преодолевая
жизненные пороги. Иногда им нужна помощь, иногда достаточно просто не
мешать.
Возрастные
периоды развития человека по Эриксону
0-1 год
В этом нежном и хрупком возрасте формируется важнейшее качество -
способность доверять, людям и надеяться на лучшее. Если младенец не
получал достаточно любви и внимания, впоследствии может сформироваться
недоверчивая, замкнутая личность.
1-3 года
В возрасте трех лет дети нередко становятся капризны, склонны
настаивать на своем. И неудивительно: в это время формируется важнейшее
качество человека - воля. При благоприятных условиях из этого кризиса
маленький человек выходит самостоятельным и уверенным в себе.
3-5 лет
С трех до пяти лет дети заняты в основном игрой со сверстниками,
постигая основные социальные законы. В это время формируются
инициативность, активность, целеустремленность ребенка, его готовность
к общению. Если родители были чрезмерно "заботливы" и не позволяли
ребенку активно познавать мир, ограждая его от всевозможных
"опасностей", из этого кризиса может выйти весьма "ленивая" личность.
5-11 лет
Начало продуктивной учебы - самого первого труда ребенка. В это время
человек начинает понимать ценность жизненных достижений, необходимость
прилагать усилия для того, чтобы получить желаемое, в том числе и
уважение окружающих.
11-20 лет
В это время формируется представление о собственной уникальности.
Человек ищет себя, задает себе важные вопросы, определяется с жизненным
направлением. Именно в этом возрасте закладываются основы
мировоззрения, картина мира становится осознанной и яркой.
20-40 лет
Это период, когда пересматриваются представления о жизни, осознаются
ценность и значимость окружающих людей. И именно этот кризис человек
обязан пройти самостоятельно - ему больше не могут ни помочь, ни
помешать.
40-60 лет
Это возраст творчества, взрыв внутренней, духовной, активности, время
продуктивной работы над собой и готовности, а главное, умения помогать
другим. И из этого последнего кризиса выходит уже не просто человек -
выходит Учитель. Тот, кто прожил свою жизнь не зря, многое преодолел и
многое понял - и теперь готов поделиться своим знанием с окружающими.
Увы, мы не всегда готовы его слушать, ведь каждый учится на собственных
ошибках.