Искусство нуждается в покровительстве, и если
его нет, то архитектура, сады – все приходит в упадок.
В 1658 г., заточив своего отца шаха Джагана в тюрьму, уничтожив своих
братьев, императором Индии стал Аурангзеб. Он правил страной почти
полвека – срок вполне достаточный для того, чтобы задушить
искусство и культуру в целом. Его правление принесло индусам
неисчислимые страдания. Храмы были разрушены, идолы уничтожены,
религиозные собрания запрещены. Народ был обложен несправедливыми
налогами. Даже мусульмане-шииты не смогли избежать гонений. Аурангзеб
издал указ, запрещающий шиитам носить длинные усы, и назначил людей,
которые измеряли длину усов и подстригали их, если длина превышала
установленную.
Император издал указ, запрещающий песни и танцы. Придворные музыканты и
танцовщицы были изгнаны из дворца. Специально назначенным людям было
поручено входить в любой дом, откуда доносилась музыка, и сжигать
музыкальные инструменты. Таким образом было уничтожено огромное
количество инструментов, и сотни музыкантов были обречены на голодное
существование. Всех танцовщиц приказано было выдать замуж или выслать
за пределы императорских владений.
Мрак безрадостного правления Аурангзеба рассеивала лишь его старшая
дочь Зеб-ун-ниса, любившая поэзию и сады.
В этот период разведению садов стали уделять внимание принцы,
аристократы и военачальники. Об этом рассказывают, в частности,
миниатюры, изображающие знатных особ на фоне цветущих персиков.
Из знаменитых садов того времени значительно лучше других сохранился
сад в Пинджоре, в окрестностях Калки, принадлежавший в свое время
одному из аристократов. Давайте посетим его.
Недалеко от Сураджпура дорога, ведущая в Симлу, плавно поднимается в
гору и делает резкий поворот. Пейзаж оживляют деревья «лесное
пламя», усыпанные темно-красными цветами, и покрытый желтыми
гроздьями ракитник. С левой стороны дороги можно увидеть сооружение,
внешне напоминающее форт и окруженное зубчатыми стенами. Это и есть сад
Пинджор. Побеленные ворота оплетены красной бугенвиллией. По обеим
сторонам канала растут стройные королевские пальмы (Oreodova Regia).
Утренний ветер мягко колышет их изящные ветви. Шесть террас сада
орошает канал.
На первой террасе расположен дворец Шиш Махал. Он производит
впечатление огромной полупрозрачной белой раковины на фоне
темно-голубого неба. На второй террасе находится двухэтажный дворец
Ранг Махал, к которому с двух сторон примыкают дома для гостей. Вода из
канала, проложенного под Шиш Махалом, стекает водопадом по голубой
стене, которую украшают ниши. В них когда-то зажигались глиняные лампы,
наполненные маслом sarson, и мерцали, как светлячки, создавая иллюзию
волшебства.
Высоко бьют струи фонтанов, рассеиваясь в воздухе в мелкую пыль. Огни
Сураджпура и Калки сияют, как звезды, и воздух благоухает ароматом
Королевы Ночи. Летом по саду разливается тонкий запах жасмина. Аллеи
флоксов, вербены, иберийки, анютиных глазок создают нарядную цветовую
гамму. В тени манговых деревьев разбросаны пятнами нежно-голубые цветы
агератум.
Весной, когда пышно цветут однолетние растения, сверкающими каскадами
падает вода и бьют фонтаны, Пинджор производит на посетителей
незабываемое впечатление. Это поистине один из самых красивых садов
Северной Индии.
Он был построен в 1661 г. генералом Аурангзеба ханом Фади. Образцом для
него послужил сад Шалимар в Лагоре. Старое название Пннджора
– Пангпура, или город пяти братьев Пандава.
Согласно легенде, после победы над Каурава (семейство, враждующее с
Пандава) братья отреклись от мирских забот и обрекли себя на
добровольное изгнание. У подножия Гималаев они обнаружили источник,
названный ими Пинджором, и поселились здесь. Прошли века, и возможности
источника Пинджор сумел оценить любитель садов хан Фадаи.