Шалимар в Лагоре – сад необыкновенной
красоты, его отличают уравновешенность форм и симметричность
планировки. На центральной террасе построен огромный водоем, с трех
сторон окруженный мраморными павильонами. В центре расположен помост, к
которому ведет узкая каменная лестница. Из водоема вода по каналу
попадает в большой мраморный бассейн. 450 фонтанов, которые украшают
канал и бассейн, наполняют воздух приятной влагой. Повсюду в саду
павильоны и летние домики из мрамора и красного камня. В летнее время
сад представляет собой чарующее зрелище. Зеленая листва, белый мрамор и
проточная вода создают желанную прохладу.
В своей замечательной работе «Бадшахнама» мулла
Абдул Хамид Лагори так описывает первое посещение этих садов
императором:
«После того как Его Величеству сообщили о том, что
строительство садов, которое было поручено хану Кхалилуллах, завершено,
императорским астрологам было приказано назначить благоприятный час для
визита августейшего суверена. Его Величество оказал садам честь своим
посещением и выразил глубокое удовлетворение всем увиденным. Придворные
принесли свои поздравления и приняли участие в молебне за дальнейшее
процветание императора. Большое число просвещенных и мудрых людей,
которые находились здесь и которые прежде видели Рум, Ирак и
Мавар-ун-Нагар, сообщили императору, что они не видели ничего похожего
раньше и даже не слышали ни от кого рассказов о чем-либо подобном. В
саду было возведено так много построек, что, если бы император
соизволил посетить сад вместе с императорским гаремом, то не было бы
необходимости ставить палатки».
В саду были сооружены великолепные дворцы для жен императора. Эта часть
сада, именуемая Кхаваспура, соединялась с другой под названием Фархат
Бакхш, что значит «доставляющая радость».
Созданная для развлечений императорских жен, она отделялась от
остальной территории сада прекрасно выполненной мраморной решеткой.
Проход охраняли армянские и татарские солдаты. Мужчинам был закрыт
доступ в Фархат Бакхш. Здесь могли находиться только женщины и евнухи.
Придворные танцовщицы развлекали жен песнями, плясками и игрой на
музыкальных инструментах. Павильоны были убраны коврами и мягкими
шелковыми подушками. Девушки-рабыни разносили ледяной шербет в
серебряных вазах, виноград и гранаты на золотых подносах. Воздух был
напоен ароматом роз. В клетках сидели разноцветные попугаи.
Миниатюры того времени дают нам представление о развлечениях Великих
Моголов и их жен. Любовь Моголов к цветам передана наглядно: на
миниатюрах они неизменно держат в руках цветок. А увлечение садами
породило тему сплетенных веток кипарисов, чинар и фруктовых деревьев,
которые мы видим на миниатюрах, коврах и изразцах.
Свое самое достойное отражение эта тема нашла в мозаичном украшении
мечети хана Вазира в Лагоре. На стенах минаретов кипарисы, оплетенные
виноградными лозами, чередуются с чинарами. Голубая крона кипарисов и
зелень чинар ярко выделяются на желтом фоне. На внутренней росписи
мечети лозы, усыпанные гроздьями винограда, служат прекрасным фоном для
изящных кипарисов, у их оснований растут розовато-лиловые ирисы.
Шалимар сильно пострадал в последней четверти XVIII в., в период
падения Могольской империи, когда в Пенджабе начались беспорядки. Медь,
из которой были сделаны фонтаны, распродавалась на базарах; мраморные
плиты были разобраны и отправлены в Амритсар на строительство
священного водоема Золотого храма. В 1806 г. в саду после болезни жил
Махараджа Ранжит Сингх. Он очистил от грязи каналы и фонтаны, посадил
фруктовые деревья и разбил клумбы.
После освобождения Пенджаба от английской оккупации Шалимар был
превращен в место отдыха простого люда. Здесь проходили выступления
профессиональных танцовщиц.
Правительство Пакистана, на территории которого, находится Шалимар, в
значительной мере восстановило сад, и сейчас он пользуется большой
популярностью у туристов.