Дорожное движение представляет собой
определенный социальный процесс. Управление этим процессом, как и любым
иным, опирается на право, на совокупность норм, обязательность
исполнения которых обеспечивается силой государственной власти. В связи
с этим следует остановиться на транспортном праве, под которым
теоретически понимается совокупность юридических норм, регулирующих
отношения, связанные с использованием путей сообщения и транспортных
средств. Если применить такое толкование транспортного права к сфере
дорожного движения, то оно представляется вполне достаточным, чтобы
охватить весь необходимый круг общественных отношений. Но фактически в
настоящее время сфера действия транспортного права охватывает лишь
взаимоотношения перевозчика и клиента, гражданско-правовые отношения,
вытекающие из положения владельца транспорта, с одной стороны, и
пользователя услугами этого транспорта – с другой.
На железнодорожном, речном, морском, воздушном, трубопроводном
транспорте распространение сферы действия транспортного права только на
регулирование отношений перевозчика и клиента может оказаться вполне
достаточным. На всех этих видах транспорта подвижной состав, пути
сообщения или во всяком случае оборудование, обслуживающее движение
транспортных средств, станции, порты, причалы, аэропорты и т. д.,
находятся в основном во владении, в ведении той или иной организации.
Технология работы транспорта находится в подчинении того или иного
ведомства. Взаимоотношения лиц, участвующих в работе транспорта, в том
числе и непосредственно управляющих транспортными средствами,
определяются рамками служебной субординации и регулируются
ведомственными нормами.
Другие же организации, пользующиеся услугами этих видов транспорта,
могут выступать по отношению к ним действительно лишь в качестве
клиентуры, имеющей потребность в грузовых и пассажирских перевозках, а
граждане - в качестве пассажиров, которые не могут вмешиваться в
технологию работы транспорта.
Совершенно иная картина складывается в современных условиях в области
автомобильных перевозок. В свое время, когда автомобильный транспорт
был еще не особенно развит, взаимоотношения клиента и перевозчика могли
рассматриваться как основной предмет правового регулирования,
необходимого для обеспечения его работы.
Но в настоящее время такой подход к оценке роли транспортного права
явно устарел. Автомобильный транспорт осуществляет массовые перевозки,
как говорится, «от двери до двери». В стране
развита дорожная сеть, включающая в себя дороги самых разных классов и
категорий, начиная от дорог общегосударственного значения вплоть до
местных и ведомственных, которые принадлежат самым различным
организациям. Автомобилями владеют десятки тысяч предприятий,
учреждений, колхозов, совхозов, учебных заведений, общественных
организаций.
Свыше 23 млн. автомобилей и мотоциклов принадлежат гражданам на правах
личной собственности. Значительная и все более возрастающая часть
населения выступает в качестве водителей, а все население - в качестве
пешеходов.
При таком положении, если иметь в виду использование транспортных
средств и путей сообщения в современных условиях автомобилизации, можно
отметить особую актуальность проблемы регулирования общественных
отношений непосредственно в сфере дорожного движения, иначе говоря - в
сфере управления дорожным движением, понимаемым как социальный процесс,
через правовые нормы, обеспечивающие достижение основных качеств этого
процесса - скорости и безопасности.
Скорость, качество, ради которого и существуют транспортные средства.
Но стремление к возможно более высоким скоростям ограничивается,
сдерживается опасностью возникновения аварийной обстановки, совершения
столкновения, наезда или опрокидывания. Скорость и опасность
диалектически связаны между собой. Скорость порождает опасность,
опасность заставляет ограничивать скорость. Только повышение условий
безопасности может обеспечить реальные возможности повышения скоростей
движения.
Задача заключается в оптимальном разрешении противоречия, в том, чтобы
движение осуществлялось с возможно более высокой, но в то же время
достаточно безопасной скоростью. Право в данном случае, с одной
стороны, должно обеспечивать создание условий безопасности,
соответствующих современным возможностям, с другой –
предупреждать случаи движения транспортных средств со скоростями,
превышающими пределы безопасности, ограничиваемые этими условиями.