Избранницей
России называют сирень.
Это она вдохновила на создание подлинных шедевров Врубеля и
Кончаловского, Чайковского и Рахманинова. Сирень царит над садом своими
пышными и нежными кистями белого, голубого, лилового цвета с чудесным
ароматом мимолетной весны. Кажется, что сирень вообще родилась и
выросла на русской земле, настолько они породнились. А ведь попала она
сюда лишь в ХIХ веке. Вообще история этой культуры весьма необычна.
Долгие годы считалось, что она уроженка Персии, поскольку в Европу
завезена из стран Востока. И хотя это произошло в ХVI веке, лишь спустя
300 лет ботаники "докопались", что сирень обыкновенная родоначальница
почти всех нынешних сортов - в естественных условиях произрастает в
балкано-карпатских горных областях.
Попав в Россию, сирень, которую в народе за ласковый голубоватый цвет
окрестили "синелью", начала триумфальное шествие по садам и паркам
знати, но со временем поселилась и в местах попроще. Еще в начале ХХ
века наряду с обыкновенной, венгерской, персидской сиренью в садах
истинных любителей цветов царили сорта французской фирмы "Лемуан" и
немецкой "Шпет". Многие сирени выдающихся оригинаторов - основателей
этих фирм - поныне выращиваются во всем мире и служат основой для
выведения современных сортов. Впервые в России целенаправленной
селекцией культуры занялся И. В. Мичурин, который вывел Столовую сирень
для комнатного выращивания - карликовую, высотой всего 35 см. Начиная с
30-х годов создано много сортов сирени. С 1951 года ведется селекция
сирени в Главном Ботаническом саду Академии наук СССР. Получены
прекрасные и продолжительно цветущие
сорта юбилейная, Космос,
Школьница, Аметист-2, Аленушка, Останкино. В 1984 году на ВДНХ СССР в
честь 40-летия Великой Победы был заложен сад сиреней из лучших
отечественных сортов. Каждая лужайка имеет свою гамму - сиреневую,
розовую, фиолетовую, белую.
Гвоздику
с античных времен величают цветком Зевса. Божественный символ закреплен за ней ботаниками
(Diаnthus - божественная).
Возможно, этим хотели подчеркнуть редкостную красоту цветка или его
благоухающий запах. Сказалось тут и влияние легенд. Одна из них гласит:
возвращаясь как-то после неудачной охоты, богиня Диана столкнулась с
пастушком, игравшим возле стада на свирели. "Так вот кто мне всю дичь
распугал!"- вскричала разгневанная Диана. В бешенстве набросилась она
на бедного мальчика и вырвала у него глаза. Когда покровительница
охотников опамятовалась, поняла, что содеяла страшное зло. Сокрушаясь,
проклиная свою жестокость, Диана выронила на тропинку глаза невинной
жертвы. И там, где они упали, сразу выросли два прекрасных цветка
гвоздики, с пятнышками-зрачками посередине.
В Европе начало обожания гвоздик относится к временам последнего
крестового похода (XIII в.). А послужил этому вот такой исторический
эпизод. Когда французские крестоносцы под водительством Людовика IХ
долго и тщетно осаждали Тунис, в их стане вспыхнула чума. Коварная
болезнь косила рыцарское войско. Тогда Людовик IХ, разбиравшийся в
целебных травах, стал искать их в окрестностях лагеря. На сухих
бесплодных склонах он обнаружил кроваво-красный цветок. Собрав
гвоздики, венценосный лекарь решил поить зачумленных крестоносцев ее
отваром. И, о диво! Привлекательная травка стала возвращать здоровье
обреченным на гибель. Затем эпидемия и совсем пошла на спад. С тех пор
во Франции не гаснет любовь к благородному цветку. Девушки,
провожая парней на войну, дарили им гвоздику как талисман. Когда
Наполеон учредил орден "Почетного легиона", то лента этого высшего
знака отличия была цвета гвоздики. В 1815 году красная гвоздика стала
эмблемой приверженцев Наполеона, а белая - роялистов.
Симпатии англичан гвоздика завоевала только в елизаветинское время (ХVI
в.). И увлеклись ею аристократы. Так герцогиня Девонширская никогда не
расставалась с изящными гвоздиками, изобретательно составляла из них
букеты и гирлянды. О цветке этом можно прочесть проникновенные строки в
произведениях английских классиков Шекспира, Чосера и Мильтона.
В Бельгии гвоздика - цветок бедняков. Ее разведением особенно
увлекались углекопы. После мрачных подземелий любо им было возделывать
жизнерадостный цветок. Букет гвоздик служил и родительским
благословением дочери, выходящей замуж, и повседневно украшал обеденный
стол. На тончайших брюссельских кружевах самый древний мотив - россыпи
гвоздик.
В Италии гвоздика - талисман любви. Крестьянки исстари закалывали
гвоздику в прически. Цветок простонародья, достояние бедняка. А вот у
испанок гвоздика "разговаривает". Приоткроет синьорина на ходу мантилью
как бы невзначай, и влюбленный по оттенку гвоздики поймет, в котором
часу ему назначено свидание. Язык гвоздик - язык влюбленных.
Знаком постоянства и верности считали гвоздику германские рабочие.
После революционных событий 1848 года красная гвоздика стала
олицетворять память о борцах, павших за свободу. С тех пор она является
символом революционной борьбы.
Культурные гвоздики отличаются от диких пышностью и богатством колера.
Простые и махровые, перистые - каких только гвоздик нет! И многие к
тому же душисты, как их полевые сородичи.