Удивительный мир растений

Удивительный мир растений

Значение растительного мира в жизни человека и животных

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА

Хранение цветов

Помидоры

Грибы

Ядовитые растения

Яблоневый сад

Крушина

Ягодные растения

Георгины

Статьи

Статьи на разные темы

 

 

 

 

Фотографирование природы

При изучении взаимоотношений растений, насекомых, животных и птиц с окружающей средой часто возникает потребность в их фотографировании. Ведь некоторые явления в природе длятся очень короткий срок, могут встретиться и редкие растения или животные, поэтому, не запечатлев их, можно многое потерять и больше никогда с ними не встретиться. Увлечение фотосъемкой объектов природы приносит огромное удовольствие и как направление в изобразительном искусстве.

Для съемки пейзажа, животных, насекомых, растений и отдельных их частей наиболее удобен фотоаппарат марки "Зенит" с зеркальным видоискателем. Имея к нему сменные объективы и набор удлинительных колец, можно успешно производить макро- и микросъемку. В комплекте фотопринадлежностей необходим и портативный (складной) штатив с изменяющимся положением шарнирной головки, чтобы производить съемку как в вертикальном (сверху), так и в горизонтальном (сбоку) положении фотоаппарата.

В растительном и животном мире первостепенное значение играет цвет. Яркая окраска цветков служит ориентиром для привлечения насекомых-опылителей, кричащее оперение самцов птиц привлекает к ним внимание самок, а защитная окраска насекомых позволяет им скрыться в окружающей среде от врагов. Поэтому фотосъемку живой природы желательно производить на цветную обратимую (или негативную) фотопленку. Учитывая, что для съемки на цветную фотопленку нужен яркий свет, иногда (особенно в лесу) потребуется фотовспышка с батареей-аккумулятором. Однако независимо от специфики фотоматериалов натуралисту для грамотного фотографирования необходимо в первую очередь знать законы природы, научиться читать ее загадки, видеть ее естественную красоту, постоянно развивать свою наблюдательность, чтобы уметь отличать широко распространенные в природе явления от редких.

При фотографировании ландшафтов положение солнца следует выбирать под углом 45-60о к оптической оси объектива, т. е. оно должно находиться сбоку и несколько позади фотокамеры. Когда солнце находится позади, предметы смотрятся в одной плоскости, однотонно, без рельефного контраста. При съемке в полуденные часы из-за коротких теней изображение также получается недостаточно рельефным. Поэтому лучше всего фотографировать в утреннее время, когда наиболее благоприятный спектральный состав солнечного света и наилучшая освещенность предметов.

При съемке в черно-белом изображении пейзажи с обилием зелени фотографируют на изоортохроматичеекой или изохроматической фотопленке, обязательно со светло-желтым светофильтром (Ж-1,4х). Лесной пейзаж желательно подбирать с неплотно стоящими деревьями. На таком кадре хорошо передается пространство, особенно при съемке длиннофокусным объективом.

Пейзаж с водной поверхностью реки или озера фотографируют на фотопленке "Фото-65" с использованием желто-зеленого светофильтра (ЖЗ-l,4х или ЖЗ-2х), отчего вода получается светлой. Если надо сфотографировать воду, подернутую рябью или небольшой волной, то съемку проводят при встречно-боковом освещении под углом 35-45о к оптической оси объектива. Водную поверхность фотографируют против света, когда лучи солнца, скрытого облаком, падая на нее, создают эффектные блестящие полосы - блики. В этом случае точку съемки выбирают так, чтобы яркий солнечный свет не попал в объектив. Увеличение глубины резкости изображения достигается диафрагмированием (уменьшением относительного отверстия объектива).

В лесу лучше фотографировать в тот момент, когда солнце закрыто легким облачком. При этом снижается излишний контраст сюжета, он получается с деталями в тенях и свете. В пасмурную погоду в лесу из-за слабой освещенности снимки получаются серыми и невыразительными. При съемке в лесу, когда небо не входит в кадр, для снижения контраста сюжета рекомендуется применять голубой светофильтр (Г-1,4х). Желтый (Ж-1,4х или Ж-2х) и желто-зеленый (ЖЗ-1,4х или ЖЗ-2х) светофильтры в этом случае использовать не следует, так как они существенно не улучшают передачу отдельных деталей пейзажа, а только увеличивают экспозицию. Если же в кадр попадает небо, то их применение обязательно. При съемке пейзажа с облаками обычно используют желтые светофильтры средней плотности. Очень плотные светофильтры значительно повышают контраст между облаками и общим фоном неба. Плотные светофильтры используют и для устранения воздушной дымки. Совершенно устранить дымку и получить резкое изображение дальнего плана при фотографировании на изопанхроматических пленках можно, воспользовавшись красным светофильтром (К-5,6х или К-8х). 

Зимний солнечный пейзаж надо обязательно снимать с желтым светофильтром. Чтобы на негативе не получилось рефлексов в виде пятен неправильной формы, на объектив надевают бленду. Зимние сюжеты, как и летние, лучше фотографировать в утреннее время, когда косые лучи солнца дают удлиненные тени. Это оживляет композицию и красиво подчеркивает фактуру снежного покров а и инея на ветвях деревьев.

Большого искусства и терпения требует съемка отдельных растений и насекомых крупным планом. При этом обязательно использование удлинительных колец, что позволяет фотографировать отдельные предметы в натуральном или увеличенном размере. Фотографировать натуральные объекты можно двумя способами: в естественных условиях без изменения окружающей обстановки; в искусственных так называемых студийных условиях, когда снимаемое растение или другие предметы располагаются на специальном фоне. Каждый способ имеет свои преимущества и недостатки. Для опытного специалиста, например, ценнее первый способ, так как он не упрощает реальную обстановку, а для популяризации наиболее подходящим является второй способ изображения, исключающий из поля зрения отвлекающие детали. В техническом исполнении второй способ наиболее прост и доступен, но имеет большую вероятность искажения естественного состояния предмета: растения могут завянуть, умерщвленные насекомые теряют обычную позу.

При съемке крупным планом расстояние между фотоаппаратом и объектом очень небольшое, при малейшем его изменении (смещении) теряется нормальна н резкость наводки, поэтому фотоаппарат должен быть прочно закреплен на штативе.

Натуральная передача изображения в сильной степени зависит и от освещения. Для съемки на цветную фотопленку нужен яркий свет, поэтому иногда при слабом освещении (особенно в лесу) требуется фотовспышка или подсветка зеркалами.

При фотографировании на цветную фотопленку комнатных растений в горшках или букетов цветов в вазах очень важно создать нормальное освещение, обеспечивающее естественную передачу цветов и полутонов. Эффектность фотоснимка будет зависеть и от удачно подобранного цветного фона, лучше всего для этого использовать натянутый на рамку бархат или другую ткань с ворсом.

Каждый желающий овладеть искусством фотографирования природы должен обладать большим терпением, настойчивостью, аккуратностью и быть наблюдательным.


Смотрите также:
Христиан Конрад Шпренгель и «раскрытая тайна природы»

 


главная

назад

вперёд

 




главная

назад

вперёд

 

http://www.valleyflora.ru/
Rambler's Top100