Удивительный мир растений

Значение растительного мира в жизни человека и животных

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА

Хранение цветов

Помидоры

Грибы

Ядовитые растения

Ягодные растения

Статьи на разные темы

 

 

 

 

Образовательные ткани и размножение клеток

Органы растений состоят из тканей. Растительной тканью называется совокупность клеток, имеющих сходное строение, однородное происхождение и выполняющих одну и ту же функцию. Особенного развития достигли ткани высших наземных растений. В растениях различают образовательные ткани, покровные, механические, проводящие, основные и выделительные.

Образовательные ткани, или меристемы, служат в растении для роста, они бывают первичного происхождения и вторичного. Первичная образовательная ткань находится в конусах нарастания корней и стеблей. Остановимся сперва на конусе нарастания корня (рис.1, I).

первичная образовательная ткань в конусе нарастания корня
Рис.1. Первичная образовательная ткань в конусе нарастания корня:
I – конус нарастания корня: 1 – клетки образовательной ткани; 2 – клетки корневого чехлика. II – последовательные фазы сложного деления ядра и клетки (кариокинез, или митоз): 1 – интерфаза; 2 – профаза; 3 – метафаза; 4-5 – анафаза; 6-7 – телофаза; 8 – цитокинез.

Кончик корня имеет конусообразную форму, прикрыт корневым чехликом, под которым и находится первичная образовательная ткань. Клетки образовательной ткани четырехгранные или многогранные, имеют густую протоплазму, крупные ядра и тонкие целлюлозные оболочки. Вакуоли их не развиты или слабо развиты. Эти клетки обладают способностью энергичного деления. Делению клетки предшествует сложное деление ядра, в котором происходят своеобразные изменения. На готовых хорошо приготовленных и окрашенных препаратах видны бывают ядра, находящиеся в разных фазах сложного деления, называемого иначе кариокинезом («карион» – ядро, «кинезес» – движение) (рис.1, II). Многочисленными наблюдениями установлено, что в ядре сперва из хроматинового вещества возникают тонкие хроматиновые нити, которые укорачиваются, утолщаются и превращаются в отдельные частицы – хромосомы («хромо» – кpacкa, «сома» – тело), часто изогнутые в виде подковы (профаза деления). Каждая хромосома в профазе как бы расщепляется вдоль на две половины, а на самом деле происходит удвоение хромосом (редупликация). Ядрышко и ядерная оболочка постепенно исчезают. Хромосомы располагаются в средней части ядра в одной плоскости в виде пластинки. Половинки каждой хромосомы («дочерние» хромосомы) плотно прилегают одна к другой, и в этой фазе (метафазе) на поперечных срезах корня легко можно сосчитать число хромосом и рассмотреть их форму. На полюсах ядра (еще до исчезновения ядерной оболочки) появляется система тонких ахроматиновых (неокрашивающихся) нитей, располагающихся в виде двух колпачков. Нити разрастаются и принимают вид веретена. Вслед за этим начинается расхождение половинок  хромосом (дочерних хромосом) к двум противоположным полюсам клетки (анафаза). Расхождение хромосом заканчивается тем, что дочерние хромосомы, собравшиеся у полюсов клетки, переплетаются между собой, превращаясь в два клубка (телофаза). Одновременно в средней части клетки на ахроматиновых нитях появляются пектиновые утолщения – образуется фрагмопласт, то есть зачаток поперечной оболочки. Наконец, ядра окружаются оболочкой, в них образуются ядрышки (одно или несколько), а протоплазма разделяется поперечной оболочкой (цитокинез), в результате чего возникают две новые клетки.

Процесс деления ядра и клетки происходит чаще в ночные часы, быстрота его зависит от температуры и влажности. Процесс деления в среднем продолжается 75-120 минут, но иногда длится несколько часов, причем на первую фазу (профазу) затрачивается больше всего времени. Клеточная оболочка при делении клетки возникает как продукт жизнедеятельности протоплазмы и ядра. Вначале возникает срединная пластинка. Она состоит из межклеточного вещества, склеивающего первичные целлюлозные оболочки, принадлежащие двум клеткам. 

Впервые расхождение хромосом по направлению к полюсам клетки, так же как и другие подробности деления ядра и клетки, было установлено в 1875 г. профессором Московского университета И. Д. Чистяковым.

Сущность сложного деления ядра и клетки, называемого также митозом, заключается, по-видимому, в том, что путем равномерного расщепления хромосом на две половинки (или, точнее, удвоения хромосом) дочерние клетки получают от материнской более или менее равное количество хроматинового вещества (дезоксирибонуклеиновой кислоты – ДНК), которое передает наследственность от материнской клетки дочерним клеткам. («Митос» – нить. Обычно принято, что митоз = кариокинез + цитокинез). Форма и количество хромосом являются специфическими признаками для каждого вида растений (пшеница мягкая 2n = 42 хромосомы, пшеница твердая 2n = 28, ячмень 2n = 14 и т. д.). Однако иногда наблюдается изменчивость числа хромосом, и в одном организме можно наблюдать разнохромосомные клетки.

Кроме митоза (или кариокинеза), в растениях встречается прямое деление клеточного ядра (амитоз) – простое перетягивание ядра, а иногда и всей клетки на две половинки.

Наряду с митозом в растениях распространено редукционное деление ядра – мейоз, при котором количество хромосом в новых клетках уменьшается в два раза по сравнению с материнской клеткой. Такое деление происходит у растений при спорообразовании, вслед за которым возникают и развиваются мужские и женские половые клетки (гаметы). Последние имеют в своих ядрах половинное количество хромосом, и такие ядра называются гаплоидными в отличие от диплоидных ядер вегетативных клеток, из которых состоят вегетативные органы растений. Половой процесс растений заключается в слиянии двух гамет (мужской и женской). Если бы не происходило редукции хроматинового вещества, то есть уменьшения его массы в два раза, то в каждом новом половом поколении эта масса вещества, а следовательно, и количество хромосом неизбежно увеличивались бы. В половых клетках (гаметах) ядра бывают гаплоидными, и только после процесса оплодотворения клеточные ядра вновь становятся диплоидными.

Редукционное деление было открыто ученым В. И. Беляевым, а ученый С. Г. Навашин открыл двойное оплодотворение у цветковых растений и является основателем целой школы ученых, занимающихся изучением всех деталей деления ядра и клетки.

Первичная образовательная ткань дает начало другим тканям, так как клетки ее, изменяясь, дифференцируются. Способность клеток усиленно делиться в стеблях и корнях двудольных растений сохраняется на всю жизнь в меристематических клетках, носящих название камбия, благодаря которому утолщается стебель и корень. Ко вторичным образовательным тканям относятся такие, которые возникают из других тканей. Примером может служить феллоген, часто возникающий из основной ткани.


Смотрите также:
Конус нарастания, зона роста и ткани стебля
Загадки роста клеток
О корнях растений
Основные ткани растений
Механические ткани
Проводящие ткани

 



 

 

образовательные ткани растений

Rambler's Top100