Ольха занимала особое место у наших далеких
предков, прежде всего потому, что была вестницей весны. Чтобы понять
это, вспомним характерные особенности этого уникального дерева.
Еще не везде сошел мартовский снег. Лес стоит пустой, с голыми ветвями.
Впереди еще многочисленные заморозки, а ольха (подумать только!)
открывает в наших северных краях пору цветения. Еще до того, как на ее
ветвях появятся первые листочки. Происходит чудо: сухие и невзрачные
ольховые сережки, болтавшиеся на ее ветвях, вдруг трогаются в рост,
начинают расти буквально на глазах, становятся тяжелыми, упругими. И
вот уже с них посыпалась пыльца. Это и есть цветение ольхи.
Чтобы такое чудо произошло, необходимо сочетание трех условий:
– наступление первой теплой весенней недели. Иначе роста и
набухания сережек не будет;
– наличие ветра, поскольку в опылении цветков ольхи участвует
только он. Насекомые в этом участия не принимают. Пчелы прилетают на
ольховые сережки за пыльцой, но самому дереву от пчел нет никакого
проку;
– сухая погода. В сырости пыльца ольхи погибает.
Этот первый теплый, сухой и ветреный весенний день, день цветения
ольхи, наши предки выделили среди прочих дней, присвоив ему название
«Зеленый Шум».
Растений-первоцветов в природе немало. И все же ольха занимает среди
них особое место. Зацветание серой ольхи служит самой верной приметой
начала настоящей весны. Облачка ольховой цветени (пыльцы) возвещают о
том, что средняя суточная температура воздуха достигла плюс пяти
градусов, а это именно та отметка, с которой начинается рост растений.
Серая ольха зацветает самой первой из деревьев. В Московской области
это происходит обычно в начале второй половины апреля. Через день после
ольхи зацветает орешник-лещина.
Дней через пять после орешника зацветает красная верба. В конце апреля
начинают цвести осина и ива-бредина.
Со временем отношение к ольхе изменилось. Сыграла свою роль невзрачная
окраска ольховых стволов, черная или серая, тяготение ольхи к воде, к
болотистым местам. К ольхе стали относиться как к второстепенной
породе. Не выдержала ольха «конкуренции» с другими
древесными породами наших лесов. Родилась пословица «Хвали
ольху, а дуб краше».
Роль ольхи как вестницы весны на Pycи взяла на себя береза, ближайшая
ее родственница. Береза тоже зацветает очень рано, практически
одновременно с распусканием листьев. Душу русского человека береза
покорила своей неповторимой красотой, статью, девственной белизной
ствола, своей повсеместной распространенностью. И, как следствие,
«пальма» первенства перешла от ольхи к березе,
ставшей символом Русской земли. О былой роли ольхи остались лишь
смутные воспоминания вроде малопонятного словосочетания
«зеленый шум», которое Некрасов был вынужден
снабдить пояснением: «Так народ называет пробуждение природы
весной».
Кстати, смысл приведенной пословицы, возможно, гораздо глубже. И не о
внешней красоте ольхи и дуба в ней речь. Быть может, эта незамысловатая
пословица сохранила память о перевороте в верованиях наших пращуров, о
той эпохе, когда на смену поклонению ольхе, пришло поклонение дубу,
«перунову дереву».
Этот идеологический переворот нашел свое отражение в мифах так
называемых пеласгов, как принято называть древнейших
европейцев-протославян. Эти мифы дошли до нас в древнегреческом
пересказе. Из них мы узнаем, что когда-то миром правил бог Крон (он же
Кронос или Хронос). Его священным деревом была ольха. Между ним и его
женой Реей, священным деревом которой был дуб, возник конфликт из-за
того, что Крон якобы безжалостно пожирал собственных детей. В этом
противоборстве Крон был убит и власть перешла к детям Реи, в первую
очередь к ее сыну Зевсу, небесному богу-громовержцу, чьим оружием был
перун (молния), а священным деревом – дуб,
«перуново дерево».
Из тех же мифов известно, что дух ольхи символизировал четвертый месяц
священного тринадцатимесячного года. Этот месяц приходился на конец
марта – начало апреля, то есть именно на время цветения
ольхи. В месяц ольхи отмечался праздник весенних костров.
Все эти сведения относятся к баснословно далеким временам. Время
правления Крона мифы называют «золотым веком
человечества». С точки зрения современной науки золотой век
следует относить к началу каменного века, к эпохе, предшествовавшей
матриархату.