Подсолнечник -
ценное масличное растение,
завезен в Европу, как и кукуруза,
моряками Колумба. Он рос в степных
районах Перу и поразил испанцев своим, похожим на солнце, золотым
соцветием, которое всегда поворачивается вслед за солнечными лучами. 3а
это испанцы и назвали его "цветок солнца".
Вскоре подсолнечник зацвел в Испании, Франции, Англии, Германии.
Растения с корзинками, окруженными венчиком ярких желтых лепестков,
напоминающими солнечный диск с расходящимися лучами, можно было
встретить и в садах вельмож, и на огородах крестьян.
Скромного заморского странника садоводы нарядили в пышные одежды. Были
выведены сорта с махровыми, полумахровыми, георгиновидными и
хризантемовидными корзинками. А вокруг них радужно пестрели белые,
палевые, оранжевые, винно-красные и вишнево-красные лепестки.
Подсолнечник называли мексиканским цветком и перуанской хризантемой,
индийским золотым цветком и американской хризантемой. Но постепенно эти
названия почти у всех народов были вытеснены. Их заменили слова, корнем
которых стало "солнце". В Украине солнце - сонечко, и подсолнечник
превратился в соняшник. У поляков - слунце и слунечник, в Болгарии -
сълнчо и сълнчоглед. На немецком языке солнце - ди зонне, а
подсолнечник - ди зонненблюме (солнечный цветок), у англичан - сан и
санфлоуер (цветок солнца). Подсолнечник - тезка солнца и у итальянцев,
и у французов, и у голландцев, и у многих других народов.
"Цветок солнца" был настолько красив и своеобразен, что вдохновил
многих поэтов и художников. Великий Ван-Дейк запечатлел его на своем
автопортрете, а знаменитые "Подсолнухи" Ван-Гога стали известны всему
миру. Но почти три столетия подсолнечник был всего-навсего экзотическим
цветком. Правда, кое-где из его молодых "корзинок" рисковали готовить
салат, заправленный уксусом и маслом, или получать из пережаренных
семян кофе. В большинстве же случаев просто грызли семечки, считая их
лекарством.
Так было до тех пор, пока в XVIII столетии подсолнечник не завезли в
нашу страну из Голландии. Особенно он полюбился в Украине, откуда
перекочевал в соседние области России. И тут с подсолнечником произошло
чудесное превращение, сразу поставившее это растение в ряд важнейших
сельскохозяйственных культур мира.
Весной 1835 года Д. И. Бокарев, крестьянин из Алексеевской слободы
Воронежской губернии, засеял подсолнечником почти весь свой огород, а
осенью на самодельной маслобойке впервые отжал из семян превосходное
подсолнечное масло. Сначала никто не верил этому, но Бокарев показывал
свою маслобойку на сельских базарах, и к 1860 году в Воронежской
губернии действовало уже около 120 маслобойных "заводов".
С того памятного года начали бурно шириться золотые нивы на полях
Саратова, Кубани, Украины, и подсолнечник зашагал на свою родину и в
другие страны мира уже не декоративным растением, а драгоценной
масличной культурой.
Но нигде не цветут так широко золотые соцветия подсолнечника, как в
нашей стране. Из 7 миллионов гектаров, занятых подсолнечником во всем
мире, 5 миллионов - наши! Около 80 процентов сырья, перерабатываемого
нашей масло-жировой промышленностью, составляют семена подсолнечника.
Подсолнечное масло используют в пищу и для изготовления маргарина,
консервов, кондитерских и других изделий. Кроме того, оно применяется в
мыловаренной, лакокрасочной и других отраслях промышленности.
Из стеблей подсолнечника, зола которых содержит до 35 процентов окиси
калия, получают поташ, необходимый для производства стекла, мыла и
красок. Даже сердцевина подсолнечных стеблей идет в дело. Из нее
вырабатывают бумагу и искусственный шелк. Подсолнечный жмых, получаемый
при переработке семян на масло, - ценный концентрированный корм для
животных.
Культурный подсолнечник - творение рук человека. В природе нет ничего
похожего на это стройное одностебельное растение высотой до двух-двух с
половиной метров, с корзинкой, достигающей 30 сантиметров в диаметре.
Дикие виды подсолнечника - это многоветвистые кусты, на которых цветет
до двух-трех десятков корзинок величиной не более 2-3 сантиметров. И
никаких переходных форм между этими близкими по родству, но далекими по
значению растениями на родине подсолнечника - в Америке - не найдено. А
это значит, что культурный подсолнечник был создан в Европе, а
масличный - в нашей стране.
Культурный подсолнечник делится на три подвида. Первый - масличный.
Его-то в основном и выращивают в нашей стране. Второй годится только на
то, чтобы его грызли, - грызовой. Третий вид и на первый вроде не
похож, и от второго отличается, его так и прозвали - межеумком.
Масличный подсолнечник - богатырь! Семена его почти наполовину состоят
из масла.
Советские селекционеры вывели 20 сортов подсолнечника, отличающихся
высокой урожайностью и масличностью. Наибольшей известностью не только
у нас в стране, но и во всем мире пользуются сорта, созданные лауреатом
Ленинской премии академиком В. С. Пустовойтом.
Василий Степанович Пустовойт начал заниматься подсолнечником в 1912
год. Его заинтересовало: почему, засыпая в маслобойку 5 пудов семян,
получают всего пуд масла. А нельзя ли больше, например, два?
- Нельзя! - отвечали ему. - Чудес на свете не бывает.
Началась упорная, кропотливая работа. И вот создан самый
высокоурожайный в мире сорт "круглик-А41". Но случилось неожиданное:
сорт полностью погибал от заразихи - самого страшного врага
подсолнечника. Присасываясь к его корням, она вытягивала соки, губила
на корню.
Снова годы работы, и вот появляются сорта, не боящиеся не только
заразихи, но и другого не менее страшного врага - подсолнечниковой
моли. И если в 1914 году из каждого центнера семян получали шестнадцать
килограммов масла, то уже центнер семян пустовойтовских сортов дает
сорок килограммов. 3а счет этого в 1962 году страна получила
дополнительно около тридцати миллионов пудов подсолнечного масла.
Тридцать миллионов! Без дополнительных затрат на посев, обработку,
уборку, с той же площади. Такого еще не знала мировая практика.
В. С. Пустовойт создал новый сорт. Его масличностъ достигает 55
процентов! Это на 5 процентов больше, чем у "передовика" и "смены" -
лучших сортов мира.