Для реализации свежие помидоры сортируют (и
калибруют) по размеру, форме, спелости, внешнему виду в соответствии с
установленными стандартами (ГОСТ 1725-68) по партиям, одного
хозяйственно-ботанического сорта, подлежащим одновременной
сдаче-приемке: мелкие – с диаметром плодов от 40 до 44 мм,
среднего размера – 45-50 мм, выше среднего –
50-60 мм, крупные – 60-70 мм.
В бывшем ГДР к первому сорту относят плоды округлой и плоско-округлой
формы, гладкие, равномерной окраски и спелости, здоровые, без трещин,
без чашечки, размером от 4,0 до 6,5 см в диаметре, Второй сорт
– плоды разного размера, но не менее 3 см в диаметре, разной
формы, здоровые, непереспелые, без трещин, повреждений и загниваний.
Плоды, не соответствующие требованиям для второго сорта, относят к
третьему сорту. Цены для каждой группы сортов установлены в соотношении
100 : 80 : 50.
В Болгарии помидоры калибруют на 4 размера по диаметру плода (мм):
40-47, 47-57, 57-67, 67-80.
Во Франции все помидоры (и импортные, и своего производства) делят по
размеру на 6 классов (мм): 35-40, 40-47, 47-57, 57-67, 67-77, 77-87.
Для перевозки плоды укладывают в стандартные, чистые, без постороннего
запаха, сухие ящики (ГОСТ 13359-73) в три слоя мелкие и средние по
размеру и в два слоя выше среднего и крупного размера. Предельно
допустимая длительность перевозки, по исследованиям Ф. В. Цереветинова
(1949), П. В. Гончарова (1963, 1968), в неизотермических вагонах бурых
плодов составляет 5-6 суток, зеленоспелых – увеличивается до
8-9 суток.
Опытами Н. И. Баранова (1973) также установлено, что наибольший выход
товарных помидоров при перевозке их на 1000 км обеспечивается при
затаривании плодов бурой спелости в стандартные деревянные ящики двумя
или тремя слоями, бурой спелости в три слоя, а розовых в два; нижние
слои – плодоножками в стороны, а верхний –
плодоножками вверх.
Другие исследователи находят экономически выгодной (на 15-20%
увеличивается загрузка тары) шаровую (оба ряда плодов укладывают на
бок) и комбинированную [нижний ряд кладут на верх плода, а верхний (для
крупных) или второй и третий для мелких – на бок плода]
укладку. Калиброванных плодов укладывается в тару больше, чем
некалиброванных.
В зависимости от вида транспорта и срока продвижения груза отход бывает
различным (см. табл.).
Товарные
качества помидоров после перевозки из Молдавии в Москву в
зависимости от вида транспорта
Средства
транспорта
Длительность
перевозки
Количество
плодов, % массы
стан-
дарт
нестан-
дарт
техни-
ческий
отход
отход
Самолет
АН-10
Авторефрижераторы
Четырехосные изотермические вагоны
Четырехосные вагоны с охлаждением воздуха до 3-5°С
Четырехосные крытые вагоны
Двухосные крытые вагоны
2 ч
48 ч
9-10 суток
9-10 »
4-5 »
4-5 »
97
92
87
80
83
54
1
5
4
13
10
25
2
2
8
6
6
20
0
1
1
1
1
1
Для отправки в дальние районы с продвижением груза до 10 суток
двухосные и четырехосные крытые вагоны даже с охлаждением воздуха
непригодны из-за высокого процента нестандартных плодов. При этом
следует учитывать, что охлажденные в дороге помидоры необходимо
выгружать в помещения – склады, где можно постепенно повысить
температуру, так как при 20-22°С они быстро испортятся.