При изучении взаимоотношений растений,
насекомых, животных и птиц с окружающей средой часто возникает
потребность в их фотографировании. Ведь некоторые явления в природе
длятся очень короткий срок, могут встретиться и редкие растения или
животные, поэтому, не запечатлев их, можно многое потерять и больше
никогда с ними не встретиться. Увлечение фотосъемкой объектов природы
приносит огромное удовольствие и как направление в изобразительном
искусстве.
Для съемки пейзажа, животных, насекомых, растений и отдельных их частей
наиболее удобен фотоаппарат марки "Зенит" с зеркальным видоискателем.
Имея к нему сменные объективы и набор удлинительных колец, можно
успешно производить макро- и микросъемку. В комплекте
фотопринадлежностей необходим и портативный (складной) штатив с
изменяющимся положением шарнирной головки, чтобы производить съемку как
в вертикальном (сверху), так и в горизонтальном (сбоку) положении
фотоаппарата.
В растительном и животном мире первостепенное значение играет цвет.
Яркая окраска цветков служит ориентиром для привлечения
насекомых-опылителей, кричащее оперение самцов птиц привлекает к ним
внимание самок, а защитная окраска насекомых позволяет им скрыться в
окружающей среде от врагов. Поэтому фотосъемку живой природы желательно
производить на цветную обратимую (или негативную) фотопленку. Учитывая,
что для съемки на цветную фотопленку нужен яркий свет, иногда (особенно
в лесу) потребуется фотовспышка с батареей-аккумулятором. Однако
независимо от специфики фотоматериалов натуралисту для грамотного
фотографирования необходимо в первую очередь знать законы природы,
научиться читать ее загадки, видеть ее естественную красоту, постоянно
развивать свою наблюдательность, чтобы уметь отличать широко
распространенные в природе явления от редких.
При фотографировании ландшафтов положение солнца следует выбирать под
углом 45-60о
к оптической оси объектива, т. е. оно должно находиться сбоку и
несколько позади фотокамеры. Когда солнце находится позади, предметы
смотрятся в одной плоскости, однотонно, без рельефного контраста. При
съемке в полуденные часы из-за коротких теней изображение также
получается недостаточно рельефным. Поэтому лучше всего фотографировать
в утреннее время, когда наиболее благоприятный спектральный состав
солнечного света и наилучшая освещенность предметов.
При съемке в черно-белом изображении пейзажи с обилием зелени
фотографируют на изоортохроматичеекой или изохроматической фотопленке,
обязательно со светло-желтым светофильтром (Ж-1,4х).
Лесной пейзаж
желательно подбирать с неплотно стоящими деревьями. На таком кадре
хорошо передается пространство, особенно при съемке длиннофокусным
объективом.
Пейзаж с водной поверхностью реки или озера фотографируют на фотопленке
"Фото-65" с использованием желто-зеленого светофильтра (ЖЗ-l,4х
или
ЖЗ-2х), отчего вода получается светлой. Если
надо сфотографировать
воду, подернутую рябью или небольшой волной, то съемку проводят при
встречно-боковом освещении под углом 35-45о к
оптической оси объектива.
Водную поверхность фотографируют против света, когда лучи солнца,
скрытого облаком, падая на нее, создают эффектные блестящие полосы -
блики. В этом случае точку съемки выбирают так, чтобы яркий солнечный
свет не попал в объектив. Увеличение глубины резкости изображения
достигается диафрагмированием (уменьшением относительного отверстия
объектива).
В лесу лучше фотографировать в тот момент, когда солнце закрыто легким
облачком. При этом снижается излишний контраст сюжета, он получается с
деталями в тенях и свете. В пасмурную погоду в лесу из-за слабой
освещенности снимки получаются серыми и невыразительными. При съемке в
лесу, когда небо не входит в кадр, для снижения контраста сюжета
рекомендуется применять голубой светофильтр (Г-1,4х).
Желтый (Ж-1,4х
или Ж-2х) и желто-зеленый (ЖЗ-1,4х
или ЖЗ-2х) светофильтры в этом
случае использовать не следует, так как они существенно не улучшают
передачу отдельных деталей пейзажа, а только увеличивают экспозицию.
Если же в кадр попадает небо, то их применение обязательно. При съемке
пейзажа с облаками обычно используют желтые светофильтры средней
плотности. Очень плотные светофильтры значительно повышают контраст
между облаками и общим фоном неба. Плотные светофильтры используют и
для устранения воздушной дымки. Совершенно устранить дымку и получить
резкое изображение дальнего плана при фотографировании на
изопанхроматических пленках можно, воспользовавшись красным
светофильтром (К-5,6х или К-8х).
Зимний солнечный пейзаж надо обязательно снимать с желтым
светофильтром. Чтобы на негативе не получилось рефлексов в виде пятен
неправильной формы, на объектив надевают бленду. Зимние сюжеты, как и
летние, лучше фотографировать в утреннее время, когда косые лучи солнца
дают удлиненные тени. Это оживляет композицию и красиво подчеркивает
фактуру снежного покров а и инея на ветвях деревьев.
Большого искусства и терпения требует съемка отдельных растений и
насекомых крупным планом. При этом обязательно использование
удлинительных колец, что позволяет фотографировать отдельные предметы в
натуральном или увеличенном размере. Фотографировать натуральные
объекты можно двумя способами: в естественных условиях без изменения
окружающей обстановки; в искусственных так называемых студийных
условиях, когда снимаемое растение или другие предметы располагаются на
специальном фоне. Каждый способ имеет свои преимущества и недостатки.
Для опытного специалиста, например, ценнее первый способ, так как он не
упрощает реальную обстановку, а для популяризации наиболее подходящим
является второй способ изображения, исключающий из поля зрения
отвлекающие детали. В техническом исполнении второй способ наиболее
прост и доступен, но имеет большую вероятность искажения естественного
состояния предмета: растения могут завянуть, умерщвленные насекомые
теряют обычную позу.
При съемке крупным планом расстояние между фотоаппаратом и объектом
очень небольшое, при малейшем его изменении (смещении) теряется
нормальна н резкость наводки, поэтому фотоаппарат должен быть прочно
закреплен на штативе.
Натуральная передача изображения в сильной степени зависит и от
освещения. Для съемки на цветную фотопленку нужен яркий свет, поэтому
иногда при слабом освещении (особенно в лесу) требуется фотовспышка или
подсветка зеркалами.
При фотографировании на цветную фотопленку комнатных растений в горшках
или букетов цветов в вазах
очень важно создать нормальное освещение,
обеспечивающее естественную передачу цветов и полутонов. Эффектность
фотоснимка будет зависеть и от удачно подобранного цветного фона, лучше
всего для этого использовать натянутый на рамку бархат или другую ткань
с ворсом.
Каждый желающий овладеть искусством фотографирования природы должен
обладать большим терпением, настойчивостью, аккуратностью и быть
наблюдательным.